Учебно-методическая деятельность кафедры

Кафедра учета и аудита является выпускающей и осуществляет подготовку специалистов по образовательным уровням: бакалавр и магистр по специальности «Учет и налогообложение» на дневной и заочной формах обучения. Кафедра обеспечивает преподавание более 40 нормативных и выборочных учебных дисциплин на экономическом, юридическом, географическом факультетах, механіко-математическом и военном институте университета.

Дисциплины ОУ «Бакалавр»

  1. Бухгалтерский учет (в рамках курса изучаются методологические и организационные основы учетной деятельности, включающие процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятий, организаций и учреждений внешним и внутренним пользователям для принятия управленческих решений в стандарте МСФО).
  2. Бухгалтерский учет (курсовая работа) (цель выполнения курсовой работы — формирование у студентов навыков проведения научного исследования, развитие у них умения творческой самостоятельной работы, овладение общенаучными и специальными методами современных научных исследований, углубленное изучение любого вопроса, темы учебной дисциплины «Бухгалтерский учет»).
  3. Отчетность предприятий (в рамках курса «Отчетность предприятия» углубляются и расширяются предметные области и методики обобщения, хранения, передачи и раскрытия учетно-аналитической информации о деятельности предприятий с целью принятия управленческих решений. в рамках курса «Отчетность предприятия» углубляются и расширяются предметные области и методики обобщения, хранения, передачи и раскрытия учетно-аналитической информации о деятельности предприятий с целью принятия управленческих решений).
  4. Теория аудита (учебная дисциплина профессионального направления, целью которой является формирование системы знаний по организации аудита и методики проведения аудиторской проверки. Основное внимание при изучении дисциплины уделяется организации аудиторского процесса, методам и процедурам проведения аудиторской проверки отдельных объектов аудита, и формулировке адекватных аудиторских выводов. Цель изучения дисциплины «Теория аудита»: овладение базовыми теоретическими знаниями и приобретение практических навыков по организации и методики проведения аудиторской проверки, выполнение других видов аудиторских услуг.
  5. Финансовый учет (целью учебной дисциплины является формирование системы знаний у студентов по методике и организации финансового учета, использования учетной информации для составления отчетности, принятия управленческих решений. По завершению курса студент должен уметь отражать хозяйственные операции в первичной документации и регистрах бухгалтерского учета, применять метод двойной записи в системе счетов бухгалтерского учета, владеть методикой формирования форм финансовой отчетности и анализировать бухгалтерскую информацию для принятия управленческих решений).
  6. Теория экономического анализа (учебная дисциплина, призванная: разработать научно-методологические основы и методика комплексного экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов, установить причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, определить резервы повышения эффективности производства и реализации продукции, работ, услуг, сформировать у студентов умения и практические навыки по принятию и реализации мероприятий, управленческих решений по мобилизации неиспользованных резервов).
  7. Международные стандарты финансовой отчетности (в рамках курса «углубляются и расширяются теоретические, методические и организационные основы учета и отчетности на предприятии в соответствии с Международными стандартами учета и аудита. Основное внимание уделяется содержанию основных международных стандартов учета и аудита и их толкований).
  8. Учет на предприятиях малого бизнеса (в рамках курса изучаются основы построения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса; упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности предприятий малого бизнеса, учет денежных средств и расчетов, учет труда и его оплаты, учет производственных запасов, учет необоротных активов, учет затрат на производство, учет готовой продукции и ее реализации, учет финансовых результатов, учет собственного капитала; отчетность предприятий малого бизнеса).
  9. Стандарты учета в секторе государственного управления (в рамках курса углубляются и расширяются концептуальные основы финансового учета по стандартам учета в секторе государственного управления. Основное внимание уделяется изучению методологических и методических положений объектного учета по стандартам учета в секторе государственного управления).
  10. Информационные системы и технологии в учете (в рамках курса углубляются и расширяются концептуальные основы финансового учета по стандартам учета в секторе государственного управления. Основное внимание уделяется изучению методологических и методических положений объектного учета по стандартам учета в секторе государственного управления).
  11. Управленческий учет (цель учебной дисциплины: формирование умений и профессиональных навыков по учету затрат и калькулированию себестоимости в различных условиях, обработки и анализа релевантной информации, применения количественных методов обработки учетной информации).
  12. Учет видов экономической деятельности (целью дисциплины является формирование системы знаний по порядку ведения бухгалтерского учета на предприятиях различных отраслей экономики и различных видов экономической деятельности).
  13. Учет в банках (курс дисциплины — формирования системы знаний по теории и практике ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях).
  14. История бухгалтерского учета (целью дисциплины является приобретение студентами знаний об исторических путях, особенности, трудности и противоречия в становлении, развитии и применении методических приемов (инструментария) при ведении бухгалтерского учета).
  15. Методика и организация аудита (основное внимание при изучении дисциплины уделяется организации аудиторского процесса, методам и процедурам проведения аудиторской проверки отдельных объектов аудита, формулировке адекватных аудиторских выводов).
  16. Экономический анализ хозяйственной деятельности (цель учебной дисциплины — формирование системы базовых знаний и практических навыков системного оценки деятельности предприятий, организаций, выявление внутренних резервов рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов).
  17. Учет в бюджетных учреждениях (цель учебной дисциплины: научить студентов эффективно использовать учетную информацию на предприятиях, использующих бюджетные средства, владеть методикой отражения хозяйственных операций, обеспечить усвоение техники и методики организации учета согласно специфике деятельности различных по профилю бюджетных учреждений).
  18. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности (целью учебной дисциплины является формирование системы знаний студентов по методике и организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита внешнеэкономической деятельности, использование учетной информации для составления отчетности, принятие управленческих решений).
  19. Внутрихозяйственный контроль (в рамках курса «Внутрихозяйственный контроль» изучаются положения нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля, теоретико-методические основы организации контроля, методы и инструменты его осуществления субъектами хозяйствования и документальное оформление полученных результатов).
  20. Внутренний аудит в банке (цель изучения курса является овладение студентами базовых теоретических знаний и приобретение практических навыков проведения внутреннего аудита в банке, выполнение других видов аудиторских работ).
  21. Государственный финансовый контроль (дисциплина направлена ​​на системное изучение категорий, принципов и законов, положенных в основу построения системы финансового контроля государства).
  22. Учет и контроль социального страхования (цель изучения дисциплины — приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по учету и контролю социального страхования и их применение в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования).
  23. Квалификационная работа бакалавра (подготовка квалификационной работа бакалавра является завершающим этапом первой степени обучения студентов в классических университетах. Основное внимание уделяется демонстрации полученных в течение обучения знаний и навыков, умений глубоко и всесторонне исследовать поставленные вопросы, делать обоснованные выводы и предоставлять конкретные предложения).
  24. Учебно-производственная практика (во время производственной практики студентов формируются знания по вопросам организации деятельности предприятия, его структуры, основных функций производственных и управленческих подразделений и оценке их деятельности, с внутренними нормативными документами, с учетной политикой предприятия, а также с выполнением текущей учетной работы на предприятии. Результатом практики должно стать ознакомление со структурой предприятия, особенностями его производственной и финансово — хозяйственной деятельности, с организацией учета на предприятии, получить практические навыки ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности).
  25. Комплексный государственный экзамен по направлению «Учет и аудит» (комплексный государственный экзамен по специальности «Учет и аудит» является продолжением учебно-воспитательного процесса, составной частью завершающего этапа подготовки бакалавров).

Дисциплины ОУ «Магистр»

  1. Организация бухгалтерского учета (организация бухгалтерского учета — дисциплина профессионального направления, целью которой является овладение базовыми теоретическими знаниями и приобретение практических навыков по организации учетного процесса на предприятии и организации аудита и других видов аудиторских услуг. Основное внимание при преподавании дисциплины уделяется организации бухгалтерской службы на предприятии, информационного обеспечения учетного процесса, организации работы аудиторской организации и аудиторской проверки. Цель изучения дисциплины «Организация бухгалтерского учета»: предоставление студентам знаний по научной организации труда в бухгалтерии и управлении учетной процессом в соответствии с требованиями научно-технического прогресса; овладение базовыми теоретическими знаниями и приобретение практических навыков проведения аудита, выполнения других видов аудиторских услуг);
  2. Методология научных исследований (в рамках курса изучаются понятия науки и ее норманое регулирование, организация научно-исследовательской работы в ВУЗе, методологические, методические и организационные основы научных исследований, выбор темы научных экономических исследований, научная организация исследовательского процесса, ключевая информация и современные компьютерные технологии в научных направлениях исследований, систематизация и эффективность научных исследований. Цель изучения дисциплины: овладение студентами теорией и методологией науки как отрасли экономической деятельности, умение широко использовать полученные знания для осуществления самостоятельных научных исследований актуальных проблем учетно-аналитической науки. Учебная задача курса заключается в формировании системы знаний о методах углубления и расширения теоретических и практических знаний исследования методологии и организации бухского учета, поиска современных научных достижений в области учета, анализа, контроля и аудита);
  3. Контроллинг (в рамках курса «Контроллинг» изучаются особенности построения системы контроллинга на предприятии видов контроллинга, контроллинга различных направлений деятельности предприятия; овладение методическим обеспечением получения достоверной информации, ее анализа, является основанием для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Цель изучения дисциплины — синтезировать полученные знания с учета, анализа, контроля, планирования по подготовке управленческой информации для различных уровней управления предприятием; приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по использованию инструментария контроллинга и подготовки информации для принятия оптимальных управленческих решений. Знания, полученные студентами при изучении курса «Контроллинг», могут применяться в практической деятельности субъектов хозяйствования, научно-исследовательской и учебной деятельности при выполнении творческих индивидуальных заданий, написании дипломных и научных работ. Учебная задача курса заключается в изучении теоретико-методических основ организации движения информационных потоков на предприятии для оптимизации деятельности в перспективе; изучении методов и способов сбора, обработки данных и их анализа, на основе полученных результатов предоставлять обоснованные объяснения; применении методов и подходов в практической деятельности предприятия и разработки и выбора альтернативных решений);
  4. Стратегический анализ (стратегический анализ изучает состояние и динамику развития социально-экономических явлений и процессов, имеющих место в банковской деятельности как объекты статистического исследования с целью установления закономерностей их развития. Основное внимание уделяется организационным принципам и методикам финансового и стратегического анализа деятельности предприятия. Состоит из двух модулей: «Финансовый анализ», «Стратегический анализ». Целью изучения дисциплины «Стратегический анализ» является формирование необходимых знаний о методах и приема финансового анализа, прогнозирования и принятия стратегических решений, а также выработка навыков и умений осуществления финансового анализа и прогнозирования);
  5. Современные информационные системы и технологии учета в финансовых учреждениях (в рамках курса изучаются теоретико-методологические основы автоматизации учетных процессов в финансовых учреждениях посредством использования современных информационных систем и технологий. Цель изучения дисциплины — приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по эффективному использованию автоматизированных информационных систем обработки учетной информации в финансовых учреждениях. Учебная задача курса заключается в изучении основ учетной информатики, состав учетных задач, особенностей их решения в условиях использования различных технологий обработки учетной информации; приобретение умений выполнения постановки типовых бухгалтерских задач с использованием специализированных информационных систем);
  6. Организация учета на предприятиях различных форм хозяйствования (целью дисциплины является формирование системы знаний по порядку ведения бухгалтерского учета на предприятиях различных организационно-правовихи форм хозяйствования. Предметом изучения дисциплины является методологические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятиях различных форм хозяйствования. Задача дисциплины: сформировать систему знаний студентов по общим вопросам и особенностей методологии и организации учета на предприятиях различных форм хозяйствования);
  7. Электронный документооборот и подпись (курс преподают на завершающей стадии подготовки магистров с целью формирования системы знаний по теории и практике организации современного делопроизводства на предприятиях различных форм собственности. Содержание дисциплины раскрывается в следующих темах: электронное делопроизводство — организация, система электронного документооборота, электронный документ и подпись, контроль за исполнением документов, создание электронных архивов формирование и передача электронной отчетности. Цель учебной дисциплины: дать студентам теоретические знания, выроботать практические навыки по организации современного делопроизводства на предприятиях различных форм собственности и специфики их деятельности, ознакомить с основами использования электронных документов и электронной подписи, организации системы электронного документооборота, порядком работы с документами: процессом их создания, обработки, хранения и дальнейшего использования);
  8. Организация государственного аудита и контроля (предметом дисциплины является финансово-хозяйственная деятельность бюджетных учреждений. Методом аудита является совокупность специфических методов предоставления и раскрытия качественной учетно-аналитической информации. Содержание курса раскрывают темы: теоретические и правовые основы организации государственного аудита и контроля, методические приемы осуществление государственного аудита, объекты и субъекты, порядок осуществления государственного аудита и оформление его результатов. Цель учебной дисциплины: овладение студентами теорией и методологией аудита в соответствии со стандартами государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, государственного и коммунального имущества для формирования системы знаний по методологии и организации предоставления и раскрытия учетно-аналитической информации и обеспечения принятия управленческих и других деловых решений);
  9. Методы и модели принятия решений в учете и анализе (в рамках курса «Методы и модели принятия решений в учете и анализе» углубляются и расширяются знания по учетно-аналитических методов, которые являются научным основанием для разработки и принятия управленческих решений. Внимание уделяется овладению основными принципами и приемами разработки и принятия управленческих решений, основанных на применении системного подхода и ситуационного анализа в выявлении и решении проблем учетно-аналитического характера. Цель дисциплины — приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков процессов подготовки и принятия решений, оценки их качества, применения современных методов и математических моделей принятия решений при решении учетно-аналитических задач);
  10. Методика контрольно-ревизионной работы (предметом дисциплины выступают принципы построения методики проведения контрольных действий по их направлению и формам выполнения в системе государственного финансового контроля и организации этого процесса в контролирующих органах. Задача дисциплины состоит в обеспечении фундаментальной теоретической подготовки для практического применения организационных и методических аспектов построения методик контрольно-ревизионной работы. Цель учебной дисциплины: формирование у студентов современного экономического мышления и системы знаний о закономерностях построения методики контрольно-ревизионной работы, об организации контрольной деятельности субъектов внешней и внутренней контроля государства в современных экономических системах и направления совершенствования методических подходов для контроля эффективности и законности использования государственных средств, формирования знаний о стандартах выполнения контрольной работы в демократических странах мира);
  11. Учетная политика предприятия (цель изучения дисциплины: получение теоретических и практических знаний о методах, принципах, процедур формирования учетной политики на предприятиях различных отраслей. Предмет изучения: принципиальные основы разработки и элементы учетной политики на предприятии);
  12. Учетная политика в банках (целью изучения дисциплины являются: получение теоретических и практических знаний по регламенту учетной политики, основных концептуальных составляющих МСБО, на которых базируется учетная политика банков, плана счетов бухгалтерского учета в банках, его характеристик и использования при организации финансового, управленческого и налогового учета, определения результата деятельности банка, порядка распределения результатов текущего года, формирования и использования фондов и резервов и т.д.);
  13. Организация информационных систем учета и отчетности (цель учебной дисциплины: формирование умений и профессиональных навыков в области технологии обработки учетной информации в современных системах комплексной автоматизации деятельности предприятия, предоставление знаний по порядку работы с базами данных и формирования запросов с использованием языка структурированных запросов. Предметом учебной дисциплины является методология и технология обработки учетной информации в современных программных продуктах автоматизации деятельности, особенности организации данных в компьютерных информационных системах);
  14. Судебно-бухгалтерская экспертиза (комплексная экономико-правовая дисциплина, целью которой является овладение студентами теоретическими и методологическими принципами формирования учетной информации и ее использования в экспертном исследовании);
  15. Научно-исследовательская практика (в рамках практики усугубляются навыки самостоятельной научной работы студентов и расширяется их научное мировоззрение по выбранному теоретическому направлению исследования. Основное внимание уделяется использованию методов научного исследования для отработки структуры и логики выпускной квалификационной работы магистра);
  16. Квалификационная работа магистра (является завершающим этапом второй ступени обучения студентов в классических университетах. Основное внимание уделяется демонстрации полученных в течение обучения знаний и навыков, умений глубоко и всесторонне исследовать поставленные вопросы, делать обоснованные выводы и предоставлять конкретные предложения);
  17. Комплексный государственный экзамен по направлению «Учет и аудит» (комплексный государственный экзамен по специальности «Учет и аудит» должен определять уровень усвоения студентами материалов экономических дисциплин, умение самостоятельно анализировать сложные явления и процессы общественно-экономического развития, активно использовать полученные знания в своей профессиональной и общественной деятельности. Комплексный государственный экзамен по специальности «Учет и аудит» является продолжением учебно-воспитательного процесса, составной частью завершающего этапа подготовки магистров);
  18. Этика профессиональных бухгалтеров и аудиторов (курс «Этика профессиональных бухгалтеров и аудиторов» является составной цикла профессиональной подготовки специалистов по образовательно-квалификационному уровню магистра и способствует достижению необходимых профессиональных компетенций, учитывая современные потребности практики, требования Болонского процесса и мировые тенденции в высшем образовании, в частности по использованию профессионального суждения при ведении бухгалтерской деятельности, что, в свою очередь, должно осуществляться в соответствии с действующими этическими принципами и положениями, с учетом возможных рисков и негативных последствий нарушения данных норм, в частности угрозы деятельности предприятия в целом и разрушения собственной репутации как специалиста);
  19. Тренинг «Организация системы бухгалтерского учета и отчетности» (целью тренинга является применение на практике современных методов, форм, средств будущей профессиональной деятельности, а также формирования ключевых профессиональных компетенций по организации системы бухгалтерского учета и отчетности. Задачи тренинга: изучить структуру управления предприятием; организацию работы бухгалтерской службы предприятия; ознакомиться с особенностями учета операций его основной деятельности, их налогообложением, отображением информации в отчетности и ее анализ).

Обучение студентов проводится в современно оборудованных аудиториях и компьютерных классах факультета, полностью отвечает потребностям учебного процесса и положительно влияет на эффективность проведения занятий. Все дисциплины преподаются с помощью технических средств обучения, а 80% практических и лабораторных занятий проводятся в компьютерных классах факультета с использованием современных ПЭВМ и программного обеспечения.

Во время обучения студенты специальности проходят учебно-производственную, научно-исследовательскую практики. Для эффективного обеспечения учебного процесса и самостоятельной работы студентов преподавателями кафедры подготовлено и издано более 20 учебников и учебно-методических пособий с грифом МОН Украины, некоторые из них переиздавались 3-5 раз, что свидетельствует о высоком научно-методическом уровне изданий и признании преподавателями и студентами вузов Украины, а именно:

  1. Швец В.Г. Теория бухгалтерского учета: (Учебник с грифом МОН) — М .: Знание, 2003, 2008, 2015 — 535 с.
  2. Дорош Н.И. Аудит: методология и организация. Монография. / Н.И. Дорош — М .: Об. «Знание», КОО, 2001. — 402 с.
  3. Дорош Н.И. Аудит: Теория и практика. Монография. /Н.И. Дорош — М .: «Знание», 2006. — 497 с.
  4. Шарманская В.Н. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета. Учеб. пособие. К .: Знание, 2003. — 268 с.
  5. Панасенко Л.И., Голубничая Г.П. Теория экономического анализа: Учебное пособие. — М .: ИПЦ «Киевский университет», 2007. — 243с.
  6. Гура Н.А., Мельник Т.Г, Моторина Т.М. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие. — М .: Знание, 2007. -310с.
  7. Головко В. И., Шарманськая В. Н, Минченко В. М. Финансово-экономическая деятельность предприятия: контроль, анализ и безопасность: Учеб. пособ.- К .: Центр учебной литературы, 2006.- 573 с.
  8. Гура Н. А. Учет видов экономической деятельности: Учеб. пособ.- К .: ООО «Знание», 2004.- 541 с.
  9. Гура Н.А. Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория и практика. / М .: Знание, 2006.
  10. Шарманская В. Н. Бухгалтерский учет и судебно-бухгалтерская экспертиза: Учеб. пособ.- К ..: Геопринт, 2006.- 270 с.
  11. Мысака А.В., Шарманская В.Н. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. рекоменд. МОН Украины. — М .: Центр учебной литературы, 2007. — 400 c.
  12. Головко В.И. Финансово-экономический анализ (теория, финансы, хозяйственная деятельность). Учебное пособие М .: Тов. Курс, 2006, — 100 с.
  13. Головко В.И. Экономический анализ. — Учебник. — М .: ООО «Курс», 2008. — 280 с.16.
  14. Шарманская В.Н., Шарманская С.А., Головко И.В. Судебная бухгалтерия.- К.: ЦУЛ 2007. — 240 с.
  15. Мельник Т.Г. Учет и аудит деятельности бюджетных учреждений (Учеб. Пособ. с грифом МОН). — К.: Кондор, 2008. — 415с.
  16. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (Монография) / Министерство финансов Украины, Методологический Совет; Ловинская Л.Г., Швец В.Г и др.- М.: ИМА-прес.- 204с.
  17. Голубничая Г.П., Панасенко Л.И. Экономический анализ: Учеб. пособие. рекоменд. МОН Украины. // Киев: ИПЦ «Киевский университет», 2009. — 376с.
  18. Голубничая Г.П., Мельник Т.Г. Отчетность предприятия: Учебное пособие. — М .: ВЦ КНУ, 2012. — 575с.
  19. Мельник Т. Бухгалтерский учет: практикум: Учебное пособие. — М .: Кондор, 2013 — 425с .; 2017 — 269с.
  20. Нормативно-методическое обеспечение бухгалтерского учета в условиях применения МСФО: монография / Ловинская Л.Г., Канцуров А.А., ГолубничаяГ.П., Мельник Т.Г., Бойко К.В., Засадный Б.А. Швец В. и другие. — К: ДННУ «Академия финансового управления» 2013.
  21. Коблянская А. Ю. Отчетность предприятий: учебное пособие / Г. Ю. Коблянская. — М.: РПЦ НАУ Украины, 2014 — 290 с
  22. Засадный Б.А. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие М .: Издательство «Кондор», 2015.- 370с.
  23. Головко В.И. Экономический анализ: [лабораторный практикум для студентов экономических специальностей] / Составители В. И. Головко, И.А. Дерун. — Харьков, Издатель Савчук А.А., 2014. — 100 с.
  24. Гура Н.А. Информационные системы и технологии в учете (на примере «1С: Бухгалтерия 8 для Украины»): [учебный компьютерный практикум] / Составители Н. А. Гура, И. А. Дерун. — Харьков: Издатель Савчук А. А., 2015 — 56 с.
  25. Дерун И.А. Разработка конфигурации в системе «1С: Бухгалтерия для Украины»: [учебный компьютерный практикум] / Составитель И. А. Дерун. — Харьков: Издатель Савчук А.А., 2015 — 92 с.

За период существования кафедра подготовила более 600 специалистов по учету и аудиту, которые работают на должностях главных специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, преподавателей высших учебных заведений Киева и Украины, научных сотрудников в научно-исследовательских институтах.